Состав совета


 
RU   EN        Главная страница   Контактная информация


   Голосование          Опасная продукция



МГС

Информационные ресурсы

Конкурс на соискание Премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг

Международное и региональное сотрудничество

Книга отзывов

Контактная информация

 
Новости

Деятельности Росстандарта в МГС в течение 25 лет с даты создания Совета и о вкладе в его развитие, а также рекомендации по совершенствованию механизмов работы МГС

В декабре 1991 г. на постсоветском пространстве на добровольной основе было образовано Содружество Независимых Государств (далее – СНГ), цель которого – формирование общего экономического пространства.

Признавая, что задача не может быть реализована без применения единых стандартов, системы обеспечения единства измерений, единого порядка проведения испытаний и сертификации продукции и услуг, 13 марта 1992 г. в г. Москве главы правительств государств-участников СНГ, а именно, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее – Соглашение).

Соглашением, наряду с основными принципами формирования и проведения согласованной политики по стандартизации, метрологии и сертификации, предусмотрено создание Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ (далее – МГС, Совет) – органа, вырабатывающего согласованную политику и координирующего работу по ее реализации, – в состав которого входят руководители соответствующих органов управления участников Соглашения. Одновременно утверждено положение о МГС, включающее функции Совета, состав его рабочих органов и место их пребывания. Несколько позже к указанным документам присоединились руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации Азербайджанской Республики и Грузии.

За 25 лет удалось создать оптимальную структуру исполнительных и технических органов МГС, подготовить и подписать ряд документов на уровне правительств и МГС, разработать модельные законы.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с момента образования МГС является членом данного органа отраслевого сотрудничества СНГ, внесшим значительный вклад в его становление и развитие.

За период с 1992 по 2016 гг. МГС принято 14760 межгосударственных нормативных документов по стандартизации, в том числе 12479 межгосударственных стандартов, из них Российской Федерацией разработано – 7732 межгосударственного стандарта и 1460 изменений к ним.

До 1998 г. работы по межгосударственной стандартизации проводились в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами межгосударственной стандартизации. С 1998 г. в соответствии с международной практикой МГС

перешел на разработку программ работ по межгосударственной стандартизации на 3-летний период. Программы работ по межгосударственной стандартизации на 1998 – 2000, 2001 – 2003, 2004 – 2006 и 2007 – 2009, 2010 – 2012, 2013 – 2015 годы успешно реализованы.

После всестороннего обсуждения в 2015 г. МГС утвердил Перечень приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации на 2016 – 2020 годы. На основе приоритетных направлений принята Программа работ по межгосударственной стандартизации на 2016–2018 годы (далее – Программа).

В настоящее время в действующей Программе содержится 2767 тем, из них за Российской Федерации – 2186. Свыше 60% тем Программы предусматривают гармонизацию ГОСТ с международными и европейскими стандартами.

В 2016 г. МГС принято 912 межгосударственного стандарта, в том числе 868 межгосударственных стандартов, 38 изменений к ранее принятым межгосударственным стандартам и 6 правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации. Уровень гармонизации составляет 50 %. Росстандартом разработано 733 межгосударственного стандарта, в том числе 347 гармонизированных с международными стандартами.

В рамках выполнения Программы предстоит выполнить значительный объем работ по разработке и подготовке к утверждению проектов межгосударственных стандартов. Особое внимание будет уделено модернизации фонда стандартов в целях приведения его в соответствие с современными достижениями в области создания техники и технологий. Программой предусмотрена разработка стандартов в области подтверждения соответствия, импортозамещения, развития новых производственных технологий, формирования доказательной базы соответствия продукции требованиям технических регламентов, а также развития производственной инфраструктуры.

Программа реализуется при непосредственном участии межгосударственных технических комитетов по стандартизации (далее – МТК), функционирующих на базе национальных технических комитетов. В настоящее время Росстандарт ведет секретариаты 128 МТК от общего их количества – 170.

В целях организации сотрудничества в области межгосударственной стандартизации разработан комплекс нормативно-технической документации, регламентирующий правовую основу и общие принципы сотрудничества, а также общие правила и нормы изложения, оформления, разработки, принятия, обновления межгосударственных стандартов на пространстве СНГ.

В соответствии с протоколом 48-го заседания МГС от 10 декабря 2015 г. № 48-2015 приняты новые редакции основополагающих стандартов межгосударственной системы стандартизации:

-          ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» (далее – ГОСТ 1.0-2015);

-          ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены» (далее – ГОСТ 1.2-2015);

-          новый ГОСТ 1.4-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» (далее – ГОСТ 1.4-2015).

Комплексными вопросами пересмотра основополагающих межгосударственных стандартов стали принципы межгосударственной стандартизации, критерии принятия межгосударственных стандартов, создания и эффективной деятельности МТК, а также принятия решения в технических комитетах.

Одним из важных принципов, отраженных в ГОСТ 1.0, стал принцип обязательного введения в действие межгосударственных стандартов на национальном уровне. Введение данного принципа позволяет гармонизировать основы стандартизации с уровнем лучших практик международных организаций.

В ГОСТ 1.2 устанавливается критерий принятия стандарта, разработанного вне рамок МТК, что решает проблему транспарантности в разработке и последующем принятии межгосударственного стандарта заинтересованными сторонами.

Установление в ГОСТ 1.4 нового критерия в значении ¾ от числа национальных органов, являющихся полноправными членами МТК для принятия нормативного документа, решает проблему активного участия членов МТК в разработке, рассмотрении и принятии стандарта.

В ходе 2-го внеочередного совещания национальных органов по стандартизации, метрологии (далее – 2-е ВС МГС) в марте 2016 года в г. Москве рассматривались проблемы дальнейшего развития МГС. Многие вопросы о направлениях работы, структуре МГС, полномочиях Бюро по стандартам МГС оказались тесно связаны с распространением документов по межгосударственной стандартизации.

В этой связи и в целях создания правовой основы для формирования правомерных условий распространения документов по межгосударственной стандартизации и пресечения их нелицензионного распространения принято решение о том, что распространение стандартов должно идти по общим для всех членов МГС правилам.

Члены МГС согласились, что это потребует заключения межправительственного соглашения о распространении документов, а также принятия Политики распространения документов по межгосударственной стандартизации, содержащей собственно правила распространения.

Согласно протоколу 2-го ВС МГС № 2-1016 от 1 марта 2016 г. Росстандартом разработаны проекты соответствующего межправительственного соглашения и Политики распространения документов по межгосударственной стандартизации. Данные проекты разработаны с учетом Политики распространения ISO POCOSA. В соответствии с решением 50-го заседания МГС, которое состоялось 8 декабря 2016 г. в г. Москве, проект Соглашения о распространении документов по межгосударственной стандартизации одобрен и направлен в Исполнительный комитет СНГ в установленном порядке.

Принимая во внимание возросшую значимость МТК при проведении работ по межгосударственной стандартизации, признавая, что регулирование деятельности МТК требует комплексного подхода, по итогам 50-го заседания МГС создана Рабочая группа МГС по организации работы МТК. Возглавил данную рабочую группу Росстандарт.

Совершенствование деятельности в области межгосударственной стандартизации сопровождалось внедрением в практику современных информационных технологий, направленных на создание системы электронного взаимодействия национальных органов государств – членов МГС (далее – национальные органы), Бюро по стандартам МГС и МТК в вопросах планирования, разработки, принятия и опубликования межгосударственных нормативных документов, а также создания единого информационного пространства МГС.

Информационные технологии, применяемые при информатизации деятельности МГС, аналогичны технологиям, применяемым в Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Разработанные технологии одобрены и рекомендованы к применению всеми национальными органами, что нашло свое отражение в ряде решений, зафиксированных в протоколах заседаний МГС, Научно-технической комиссии по стандартизации МГС, Рабочей группы по применению информационных технологий в сфере стандартизации, метрологии и оценки соответствия МГС.

Информационные технологии соответствуют и развивают положения межгосударственного нормативного документа ПМГ 48-2002 «Порядок обмена документами в электронном формате», который принят всеми государствами-участниками Соглашения.

Практика показала, что использование информационных технологий для организации электронного взаимодействия между национальными органами, Бюро по стандартам МГС и МТК значительно ускоряет решение вопросов по согласованию работ и документов, повышает технологический и качественный уровень выполнения работ, позволяет оперативно обмениваться информацией, осуществлять ряд работ в режиме реального времени.

В целях совершенствования совместной работы национальных органов в автоматизированном режиме в процессе формирования и реализации Программы межгосударственной стандартизации была разработана и внедрена Интегрированная автоматизированная информационная система МГС (далее – АИС МГС).

АИС МГС является основополагающим информационным ресурсом в области работ по межгосударственной стандартизации в рамках МГС, обеспечивающим в автоматизированном режиме формирование программ стандартизации, а также реализацию процедур разработки, обсуждения, голосования, перевода на принятие и издание проектов межгосударственных стандартов.

При этом значительный вклад в развитие информатизации деятельности МГС внесен Росстандартом.

Повышение уровня информатизации деятельности путем внедрения АИС МГС позволило обеспечить реализацию процедур разработки, обсуждения, голосования и принятия проектов межгосударственных стандартов в условиях многократного увеличения объемов работ по межгосударственной стандартизации.

За 2016 г. от имени Российской Федерации в АИС МГС размещено 7110 файлов, содержащих тексты проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых Российской Федерацией, пояснительные записки и сводки отзывов.

В настоящее время проводится работа по систематизации и уточнению информации о деятельности МТК. Разработан программный модуль, обеспечивающий сбор информации о МТК. Это позволяет усилить роль МТК в работах по межгосударственной стандартизации, определить заинтересованность национальных органов в работе технических комитетов.

Разработан Регламент ведения Указателя МТК в соответствии с требованиями ГОСТ 1.2-2015 и ГОСТ 1.4-2015. Ведение Указателя МТК включает в себя внесение в него сведений о создании, реорганизации и расформировании МТК, актуализацию данных о МТК, обеспечение функционирования информационного ресурса, защиту содержащейся в Указателе МТК информации, а также опубликование Указателя МТК на официальном сайте МГС и в АИС МГС.

Использование странами передовых информационных технологий в вопросах планирования работ по стандартизации, разработки и опубликования стандартов, а также в других направлениях деятельности национальных органов позволяет организовать единый технологический цикл, эффективно использующий информационные ресурсы, функционирующих на межгосударственном уровне.

В этой связи на площадке 49-го заседания МГС, состоявшегося 27 – 28 июня 2016 г. в г. Баку (Азербайджанская Республика) Росстандартом представлена федеральная государственная информационная система (далее – ФГИС Росстандарта), осуществляющая информационно-аналитическое обеспечение деятельности участников работ по стандартизации. По итогам заседания принято решение о необходимости подготовки описания технического проекта и прототипа автоматизированной информационной системы и данных о внедрении ФГИС Росстандарта на пилотных проектах в целях его рассмотрения на очередных заседаниях рабочих органов МГС.

Таким образом, на площадке 50-м заседания МГС, состоявшегося 8 декабря 2016 г. в г. Москве, участники заседания согласились с целесообразностью внедрения технических решений на основе проекта ФГИС Росстандарта для комплексной автоматизации деятельности МГС в области стандартизации.

Подводя итоги, можно выделить основные результаты работ по направлению межгосударственной стандартизации:

-          совершенствование методологии межгосударственной стандартизации;

-          совершенствование работы МТК;

-          совершенствование планирования разработки ГОСТ;

-          разработка системы информационного обеспечения деятельности МГС;

-          разработка соглашения по распространению документов по межгосударственной стандартизации.

Вместе с тем, согласно решению 2-го ВС МГС Росстандарт является координирующим органом по подготовке и обобщению предложений по совершенствования структуры, механизмов работы и принципов финансирования МГС в области стандартизации.

В этой связи представляется возможным обозначение дальнейших шагов по совершенствованию механизмов работы МГС в части стандартизации:

-          завершение создания актуальной базы данных о МТК;

-          создание информационно-технологической платформы взаимодействия участников МТК;

-          синхронизация деятельности в национальных и в межгосударственной системах стандартизации;

-          обеспечение планирования и разработки стандартов в рамках МТК.

-          повышение компетентности экспертов и секретарей МТК.

Решение поставленных задач необходимо начинать с совместной проработки государствами-членами МГС отсутствующей в настоящий момент нормативной базы, в частности обеспечить подписание Соглашения о распространении документов по межгосударственной стандартизации и Политики распространения документов по межгосударственной стандартизации.

В области обеспечения единства измерений за период с 1992 г. разработаны и приняты сотни межгосударственных стандартов, а также более 80 организационно-методических документов, позволивших сохранить единые подходы к организации метрологического обеспечения в государствах – участниках СНГ.

Заслуги Росстандарта в части координации и выполнения ряда межгосударственных программ по метрологии, реализации межправительственных соглашений неоднократно отмечались соответствующими решениями МГС и Научно-технической комиссии
по метрологии МГС.

Основные направления работ по поддержанию на должном уровне нормативных документов, обеспечивающих единство измерений, формируются на основе принятой МГС Программы разработки и пересмотра основополагающих нормативных документов ГСИ. В соответствии с данной программой при непосредственном участии Росстандарта принят ряд основополагающих документов системы обеспечения единства измерений.

Обеспечение единства измерений в любом государстве в первую очередь определяется эталонной базой для воспроизведения единиц величин и шкал измерений с обусловленной общественными потребностями точностью. Уровень развития эталонной базы определяет уровень всех измерений в стране, создает объективные предпосылки для получения достоверной измерительной информации и сопоставимости результатов измерений.

Основу эталонной базы государств-участников СНГ составляют эталоны высшего уровня точности – национальные или исходные и рабочие эталоны и наиболее важных производных основных единиц Международной системы единиц СИ.

В государствах-участниках СНГ национальными, исходными и рабочими эталонами по определенным видам измерений владеют национальные (государственные) метрологические институты и центры национальных государственных органов по стандартизации, метрологии и сертификации.

В соответствии с решениями МГС Бюро по стандартам ведет базу данных национальных эталонов, формируемую на основе информации, представленной национальными органами. Это позволяет планировать работы по поддержанию необходимого уровня точности измерений в государствах-участниках СНГ, проводить сличения эталонов. В частности проведен большой комплекс работ по совершенствованию системы метрологического обеспечения измерений энергии сгорания, включающий совершенствование и создание национальных эталонов единицы энергии сгорания, разработку рабочих эталонов для области газовой калориметрии, а также стандартных образцов твердого топлива, межгосударственной поверочной схемы для средств измерений энергии сгорания и так далее.

Большое значение для обеспечения единства во многих областях измерений имеет применение единых стандартных образцов. В связи с этим МГС подготовлена и Решением Совета глав правительств СНГ от 8 октября 1999 г. утверждена межгосударственная Программа по созданию и применению межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (далее – Программа МСО). Применение созданных в рамках программ МСО межгосударственных стандартных образцов способствует проведению согласованной политики в области испытаний сырья и материалов, объектов окружающей среды, обеспечения аналитических измерений.

Программы МСО разрабатываются в целях координации деятельности национальных органов по реализации межправительственных соглашений и решений МГС, относящихся к вопросам обеспечения единства измерений в государствах – участниках Соглашения о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.

Реализация Программы МСО создает благоприятные предпосылки для создания зоны свободной торговли государств - участников СНГ, в том числе условия для продвижения продукции стран СНГ на рынки третьих стран.

В рамках последней выполненной Программы МСО на 2011 – 2015 годы разработано 88 типов национальных СО, из них Российская Федерация – 76 типов.

В Реестре МСО, ведение которого осуществляет Бюро по стандартам МГС, зарегистрировано 2083 типа национальных СО, из них 1555 МСО являются национальными СО Российской Федерации и применяются лабораториями в различных сферах, в том числе в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Из числа признанных МСО 526 типов СО являются национальными СО других государств-участников МГС, к признанию которых в качестве МСО Российская Федерация присоединилась.

На 42-м заседании Научно-технической комиссии по метрологии МГС по предложению Росстандарта принято решение о необходимости проработки вопроса создания проекта нового межправительственного «Соглашения о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов» при участии представителей национальных органов по метрологии стран СНГ.

В рамках МГС ведутся работы по созданию и использованию данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. Работы проводятся в соответствии с Программами работ по разработке аттестованных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов по конкретным тематическим направлениям. В настоящее время общее число таблиц ССД СНГ составляет 276 документов и свыше 100 тысяч значений ССД СНГ.

В результате организационной работы сформирована и функционирует Межгосударственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Ежегодно ведутся работы по осуществлению признания результатов испытаний и допуска в обращение на территории Российской Федерации порядка 100 средств измерений, производимых государствами-участниками СНГ.




Российская Федерация

Навстречу 90-летию журнала

КАЧЕСТВО И СТАНДАРТЫ В РОССИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЮБИЛЕЯ ЖУРНАЛА

В апреле 2017 года исполняется 90 лет со дня выхода в свет первого в стране  журнала по стандартизации, выпускаемого сегодня под именем «Стандарты и качество». Этот юбилей повод, чтобы задаться вопросом: что сегодня значат для России качество и стандарты?

Ответ на этот вопрос был дан одним знаменитым соотечественником еще в прошлом веке:

«Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни. Новая, качественная эпоха нужна нашей Родине, эпоха, которая довершила бы все упущенное за время перегруженности и беспечности, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного времени» (Иван Ильин).

Сегодня это как нельзя актуально. Наука и практика управления качеством — предмет, которым как раз и занимается один из старейших научно-технических журналов России «Стандарты и качество».

Краткая биография журнала

История журнала – это история стандартизации в стране. Его рождение пришлось на 1927 г. — начало эпохи индустриализации, когда промышленности понадобились технические законы, правила и нормативы. В разные периоды времени журнал именовался по-разному - «Вестник стандартизации», «Стандартизация», «Стандарты и качество». О том, какое значение придавалось стандартизации в то время, можно судить по тому, что первым руководителем редакционного совета «Вестника стандартизации» был первый председатель Комитета по стандартизации при Высшем Совете народного хозяйства (ВСНХ) В.В. Куйбышев. Стандартизация в немалой степени способствовала успешному проведению индустриализации, росту экономики страны.

Война прервала выпуск журнала, но в начале 50-х его возобновили под именем «Стандартизация» и придали ему статус официального органа Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

В 1965 г. журнал получил новое имя «Стандарты и качество» в связи с тем, что работа по стандартизации в то время была напрямую связана с решением проблем качества продукции. Журнал помогал Госстандарту СССР в осуществлении крупных государственных программ в области стандартизации и обеспечения качества промышленной продукции, таких как разработка межотраслевых стандартов, аттестация на «Знак качества», внедрение систем управления качеством (БИП, КАНАРСПИ, НОРМ и др.). В 70-е годы тираж журнала измерялся десятками тысяч экземпляров, особенно, когда началось внедрение в промышленность страны комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП) — советского аналога и предшественника знаменитых международных стандартов ИСО серии 9000 по управлению качеством или, как теперь принято называть, менеджменту качества. Журнал первым начал знакомить отечественную промышленность с этими международными стандартами.

В переломные 90-е гг., когда многие важные проблемы развития страны, в том числе и проблемы стандартизации и качества в промышленности, отступили на второй план, сменившись заботами о выживании, журнал «Стандарты и качество», в отличие от многих изданий, не потерялся и не погиб. Редакцией был провозглашен принцип «Мы работаем для тех, кто сделал ставку на качество!». Опыт лучших предприятий России, представленный на страницах журнала, давал заряд оптимизма, показывал, что не все потеряно, если с умом использовать фактор качества для выживания в условиях рыночной экономики. В эти годы создается Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ. Журнал активно пропагандирует его деятельность.

Нулевые годы — это освещение проблем технического регулирование. Сколько копий было сломано при обсуждении на страницах журнала Федерального закона «О техническом регулировании».

Еще одна заметная веха в развитии издания — создание «журнала в журнале», в котором на постоянной основе публикуются материалы о деятельности Евразийского экономического союза по вопросам технического регулирования.

Огромную роль сыграл журнал в разработке и принятии закона о стандартизации, а сейчас вместе с экспертным сообществом совершенствует этот необычайно важный для национальной системы стандартизации документ.

Придавая огромное значение качеству государственного управления, журнал подготовил вкладку «Минпромторг России: новые реалии государственного менеджмента», в которой публикуются материалы сотрудников ведомства, руководителей федеральных и региональных исполнительных органов власти, представителей экспертного сообщества об эффективных инструментах и методах госуправления.

Журнал поддерживал все начинания, связанные с возрождением промышленности, повышением качества продукции и услуг, на обеспечение конкурентоспособности российской экономики — премии Правительства Российской Федерации в области качества, Программу «100 лучших товаров России», программу «Российское качество», конкурс «Экономическое возрождение России». Редакции журнала принадлежит инициатива разработки вместе с Академией проблем качества Программы «100 лучших товаров России», которая почти 20 лет ищет и находит лучших отечественных производителей.

«Стандарты и качество» сегодня

Это ведущий научно-технический и экономический журнал страны в области науки и практики управления качеством, стандартизации и технического регулирования. Его учредители Росстандарт, Всероссийская организация качества (ВОК) и РИА «Стандарты и качество», созданное на базе редакции журнала. На страницах журнала выступают ведущие российские и зарубежные ученые, производственники, бизнесмены, государственные  и общественные деятели. Тесные контакты с учредителями дают доступ к эксклюзивной информации и новейшим разработкам.

Вокруг журнала выросло профессиональное издательство — РИА «Стандарты и качество», выпускающее шесть журналов, книги, электронные издания, организующее международные форумы, конференции, «круглые столы», семинары, мастер-классы.

В планы редакции журнала и издательства включаются публикации о том, как работают ради достижения высокого уровня жизни системы менеджмента качества в здравоохранении, образовании, муниципальных и государственных органах управления.

Журнал всегда был, есть и будет помощником тем, кто взвалил на свои плечи тяжелую работу по управлению качеством, и чем больше людей возьмется за эту работу, тем больше вероятность увидеть нашу страну богатой и процветающей, а ее жителей счастливыми и уверенными в завтрашнем дне.

Журнал «Стандарты и качество» — Ваш надежный помощник и партнер! Выписывайте и читайте!

Оформить подписку можно в каталогах Агентства «Роспечать» (годовой индекс: 22105, полугодовой индекс: 37224), «Почта России» (индекс: 16747), «Пресса России» (индекс: 40640), или в издательстве по телефонам: (495) 258-84-36,  771-66-52 (доб.: 142,143),  e-mail: podpiska@mirq.ru.

Навстречу 90-летию журнала

качество И Стандарты в россии сквозь призму юбилея журнала

В апреле 2017 года исполняется 90 лет со дня выхода в свет первого в стране  журнала по стандартизации, выпускаемого сегодня под именем «Стандарты и качество». Этот юбилей повод, чтобы задаться вопросом: что сегодня значат для России качество и стандарты?

Ответ на этот вопрос был дан одним знаменитым соотечественником еще в прошлом веке:

«Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни. Новая, качественная эпоха нужна нашей Родине, эпоха, которая довершила бы все упущенное за время перегруженности и беспечности, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного времени» (Иван Ильин).

Сегодня это как нельзя актуально. Наука и практика управления качеством — предмет, которым как раз и занимается один из старейших научно-технических журналов России «Стандарты и качество».

Краткая биография журнала

История журнала – это история стандартизации в стране. Его рождение пришлось на 1927 г. — начало эпохи индустриализации, когда промышленности понадобились технические законы, правила и нормативы. В разные периоды времени журнал именовался по-разному - «Вестник стандартизации», «Стандартизация», «Стандарты и качество». О том, какое значение придавалось стандартизации в то время, можно судить по тому, что первым руководителем редакционного совета «Вестника стандартизации» был первый председатель Комитета по стандартизации при Высшем Совете народного хозяйства (ВСНХ) В.В. Куйбышев. Стандартизация в немалой степени способствовала успешному проведению индустриализации, росту экономики страны.

Война прервала выпуск журнала, но в начале 50-х его возобновили под именем «Стандартизация» и придали ему статус официального органа Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

В 1965 г. журнал получил новое имя «Стандарты и качество» в связи с тем, что работа по стандартизации в то время была напрямую связана с решением проблем качества продукции. Журнал помогал Госстандарту СССР в осуществлении крупных государственных программ в области стандартизации и обеспечения качества промышленной продукции, таких как разработка межотраслевых стандартов, аттестация на «Знак качества», внедрение систем управления качеством (БИП, КАНАРСПИ, НОРМ и др.). В 70-е годы тираж журнала измерялся десятками тысяч экземпляров, особенно, когда началось внедрение в промышленность страны комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП) — советского аналога и предшественника знаменитых международных стандартов ИСО серии 9000 по управлению качеством или, как теперь принято называть, менеджменту качества. Журнал первым начал знакомить отечественную промышленность с этими международными стандартами.

В переломные 90-е гг., когда многие важные проблемы развития страны, в том числе и проблемы стандартизации и качества в промышленности, отступили на второй план, сменившись заботами о выживании, журнал «Стандарты и качество», в отличие от многих изданий, не потерялся и не погиб. Редакцией был провозглашен принцип «Мы работаем для тех, кто сделал ставку на качество!». Опыт лучших предприятий России, представленный на страницах журнала, давал заряд оптимизма, показывал, что не все потеряно, если с умом использовать фактор качества для выживания в условиях рыночной экономики. В эти годы создается Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ. Журнал активно пропагандирует его деятельность.

Нулевые годы — это освещение проблем технического регулирование. Сколько копий было сломано при обсуждении на страницах журнала Федерального закона «О техническом регулировании».

Еще одна заметная веха в развитии издания — создание «журнала в журнале», в котором на постоянной основе публикуются материалы о деятельности Евразийского экономического союза по вопросам технического регулирования.

Огромную роль сыграл журнал в разработке и принятии закона о стандартизации, а сейчас вместе с экспертным сообществом совершенствует этот необычайно важный для национальной системы стандартизации документ.

Придавая огромное значение качеству государственного управления, журнал подготовил вкладку «Минпромторг России: новые реалии государственного менеджмента», в которой публикуются материалы сотрудников ведомства, руководителей федеральных и региональных исполнительных органов власти, представителей экспертного сообщества об эффективных инструментах и методах госуправления.

Журнал поддерживал все начинания, связанные с возрождением промышленности, повышением качества продукции и услуг, на обеспечение конкурентоспособности российской экономики — премии Правительства Российской Федерации в области качества, Программу «100 лучших товаров России», программу «Российское качество», конкурс «Экономическое возрождение России». Редакции журнала принадлежит инициатива разработки вместе с Академией проблем качества Программы «100 лучших товаров России», которая почти 20 лет ищет и находит лучших отечественных производителей.

«Стандарты и качество» сегодня

Это ведущий научно-технический и экономический журнал страны в области науки и практики управления качеством, стандартизации и технического регулирования. Его учредители Росстандарт, Всероссийская организация качества (ВОК) и РИА «Стандарты и качество», созданное на базе редакции журнала. На страницах журнала выступают ведущие российские и зарубежные ученые, производственники, бизнесмены, государственные  и общественные деятели. Тесные контакты с учредителями дают доступ к эксклюзивной информации и новейшим разработкам.

Вокруг журнала выросло профессиональное издательство — РИА «Стандарты и качество», выпускающее шесть журналов, книги, электронные издания, организующее международные форумы, конференции, «круглые столы», семинары, мастер-классы.

В планы редакции журнала и издательства включаются публикации о том, как работают ради достижения высокого уровня жизни системы менеджмента качества в здравоохранении, образовании, муниципальных и государственных органах управления.

Журнал всегда был, есть и будет помощником тем, кто взвалил на свои плечи тяжелую работу по управлению качеством, и чем больше людей возьмется за эту работу, тем больше вероятность увидеть нашу страну богатой и процветающей, а ее жителей счастливыми и уверенными в завтрашнем дне.

Журнал «Стандарты и качество» — Ваш надежный помощник и партнер! Выписывайте и читайте!

Оформить подписку можно в каталогах Агентства «Роспечать» (годовой индекс: 22105, полугодовой индекс: 37224), «Почта России» (индекс: 16747), «Пресса России» (индекс: 40640), или в издательстве по телефонам: (495) 258-84-36,  771-66-52 (доб.: 142,143),  e-mail: podpiska@mirq.ru.





 





Республика Беларусь, г. Минск, 220013, улица Мележа, дом 3

+ 375 17 288-42-22 +375 17 262-17-92 easc@easc.org.by
Факс Телефон Электронная почта



© 2008 Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации